Теория и практика игры
Лютневый строй, струны

Еще по теме :


Библиотека «Табулатуры и ноты»

GO >>


Видео «Лютневые инструменты»

GO >>


Форум

GO >>





  • Лютня Ренессанса. С XVI до середины XVII века.
    В течении XVI века существовало семь размеров лютни, мензура которых колебалась в пределах от 30 до 90 см. Маленькая лютня октава (kleine octavlaute); маленькая высокая лютня (kleine Diskantlaute); высокая лютня (Discant laute); лютня альт (reicht Chorist oder altlaute); лютня тенор (tenor laute); лютня низкая (Bаss laute); лютня контрабас (Gross octav Bass laute). Основной на протяжении XVI и до середины XVII являлась тенор лютня.



    Басовые струны были часто удвоены в октаву, так как у низких натуральных струн была глухая звучность.

  • Барочная лютня. XVII и XVIII века. Строй лютен в первые годы XVII-го столетия, период, в котором лютня получает десять-одиннадцать курсов (хоров) и строй в Ре миноре.



    Примерно в 1720 году в Германии добавляется два новых курса (хора) и количество курсов становится тринадцать.



  • Теорба, Китаррон, Архилютня... (существует определенная запутанность названий)
    Лютневое семейство отличалось постоянной эволюцией, которая дала повод к возникновению различных типов инструментов. Наши предки XVII-ых и XVIII-ых веков не были единогласными при определении этих различных инструментов и теперь не легко дать точное описание каждого типа. Например, "Китаррон" и "Теорба" названия итальянские, где и были изобретены. Практически это один и тот же инструмент. Архилютня отличается от Теорбы только своим размером и своим строем. Вообще, если говорить проще, то все эти инструменты можно назвать как "производные от лютни".
    По происхождению таких инструментов можно предположить: раньше на лютню натягивали натуральные струны (жилы), которые были хороши в верхнем регистре, а в нижнем им не хватало мощи. Музыканты и мастера, которых это обстоятельство волновало, все более и более добавляли низкие струны на лютню, которые должны были быть длиннее, чем высокие струны. Пытаясь удлинять гриф лютни, создавалось неудобство в игре, решили дать расширение мензуры в нижнем регистре в виде дополнительной головки грифа. Тогда и появился более ясный, чистый и мощный бас, и инструмент стал более ровным. Это было удовлетворительным решением, которое и было принято. С тех пор существуют различные размеры лютен, снабженных такими головками. Расширения низкого регистра дало положительные моменты и в ансамблевой игре.

  • Архилютня.
    Довольно маленького размера, строй первых шести струн, как у лютни.


  • Теорба.
    Более большой и даже очень большой, со специальным строем, первыми двумя струнами, опущенными на октаву.



  • Струны для лютни.
    В наши дни почти все исполнители на лютне используют нейлоновые струны (полный нейлон и басовые: нейлон с медной канителью). Очевидно, что эта практика недавняя. Все лютневые исполнители прошлого использовали жильные струны (натуральные). Разница звучания между нейлоном и жилами очень заметна. Каждый лютнист, каждый любитель лютни должен, по крайней мере, однажды услышать лютню с натуральными струнами. Он ощутил бы различия в звучании лютни, которую мы знаем сегодня и как она достаточно отличается от той, которую слышали наши предки.