ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
 
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Страница классической гитары
Русские классики
Михаил Александрович Стахович (1819-1858)

Михаил Александрович Стахович (1819-1858), – гитарист-дилетант, поэт, писатель, собиратель русских народных песен, ученик М. Т. Высотского и А.О. Сихры. Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии России. Происходил из древнего дворянского рода, который упоминается в родословных книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний. Первоначальное воспитание и образование получил домашнее, под наблюдением гувернера-француза. В 1841 г. окончил словесный факультет Московского университета. По его окончании несколько лет путешествовал за границей, а по возвращении в Россию занялся литературой, музыкой и изучением фольклора. Автор первого печатного труда по истории русской гитары, очерка "История семиструнной гитары", который был впервые напечатан в журналах "Москвитянин" в 1854 году и  "Якорь" – в 1858 году, а также издан отдельной брошюрой в издательстве Ф. Стелловского в 1864 году.


Э. М. Шнейдерман. Биографическая справка
Поэты 1840-1850-х годов
(Библиотека поэта. Большая серия.
Второе издание. Л., "Советский писатель", 1972)

Михаил Александрович Стахович родился в 1819 году в с. Пальна Елецкого уезда Орловской губернии – имении отца, богатого помещика. Сначала он воспитывался дома, затем учился в орловской гимназии, а в середине 30-х годов был отвезен в Москву, где, готовясь к поступлению в университет, брал частные уроки у видного слависта О. М. Бодянского. С 1837 по 1841 год Стахович учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. В студенческие годы он интересовался историей, литературой, музыкой; тогда же познакомился и затем сблизился со славянофилами И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым. Окончив университет, Стахович возвратился в свое имение. В 1844 году на несколько лет он уехал за границу, побывал в Италии, Швейцарии, но особенно долго прожил в Германии, где изучал философию, переводил стихи Гете и Гейне, а также усердно занимался музыкой – в течение года брал уроки теории музыки в Дрездене. В Германии Стахович женился (впоследствии, вернувшись в Россию, он развелся с женой и сошелся с крестьянской девушкой, племянницей своего бурмистра). 26 октября 1858 года жизнь Стаховича трагически оборвалась: он был убит своим бурмистром (поставленным от помещика над вотчиной старостой из крестьян – Прим. составителей словаря) и письмоводителем, видимо с целью ограбления.

Литературная и общественная деятельность Стаховича развернулась в с. Пальна, где он прожил до конца жизни. Он был избран уездным предводителем дворянства и в середине 50-х годов деятельно участвовал в подготовке крестьянской реформы, выступая в журналах со статьями либерального характера.

Стахович часто бывал в Москве. Там он встречался с Островским, Ап. Григорьевым и был участником кружка, в который входили члены "молодой редакции" "Москвитянина".

Круг занятий Стаховича в 40-50-е годы определялся прежде всего глубоким и разносторонним интересом к народной жизни. Стахович изучал крестьянский быт, обычаи, фольклор, публиковал этнографические очерки, посвященные Елецкому уезду; он собирал народные песни, разъезжая с этой целью по деревням Орловской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Стахович постоянно общался с простыми людьми, с крестьянами, предпочитая их общество дворянскому.

Интерес к народному творчеству способствовал его сближению с собирателем фольклора П. В. Киреевским. Стахович сообщал ему песни в своей записи, а после смерти Киреевского (1856) занялся, вместе со своим другом, видным фольклористом П. И. Якушкиным, систематизацией его огромного рукописного песенного собрания.

В 50-е годы Стахович выпустил собственное "Собрание русских народных песен" в четырех тетрадях (СПб.-М, 1851-1854; 2-е изд., под названием "Русские народные песни", – М., 1964). Тексты и напевы песен собиратель снабдил аккомпанементом для фортепиано и гитары, сделанным в стиле бытового городского романса. Последнее обстоятельство вызвало справедливую критику Ап. Григорьева. "Собрание" Стаховича, включившее главным образом старинные крестьянские песни, явилось значительной вехой в деле собирания музыкального фольклора. Для него характерен принципиально новый подход к собиранию песенных напевов: Стахович производил записи в деревнях, непосредственно от крестьянских исполнителей. До него старинные крестьянские песни записывались, как правило, в городе, от певцов-любителей, находившихся под воздействием городской музыкальной культуры. Богатое по своему составу, "Собрание" Стаховича высоко ценилось русскими композиторами; в частности, Римский-Корсаков использовал несколько песен в своих операх и большое число их включил в ставшее классическим собрание "Сто русских народных песен".

Страстно увлекаясь гитарой, Стахович сочинял и делал переложения для этого инструмента, опубликовал несколько "Очерков истории семиструнной гитары" ("Москвитянин", 1854, 1855).

Литературным творчеством Стахович занимался с юности, однако печататься не спешил и первые стихи опубликовал лишь в 1853 году, в "Москвитянине". Здесь были напечатаны все его беллетристические опыты, за исключением нескольких стихотворений, появившихся в журналах "Современник" и "Русская беседа". Стахович успел опубликовать немногое: около двадцати стихотворений, сказку в стихах "Ваня, купеческий сын" ("Москвитянин", 1855) и две главы оставшейся незавершенной стихотворной повести "Былое". Стихи Стаховича, отмеченные знанием народного быта, интересом к обыденной сельской жизни и в то же время идеализирующие сословные отношения в деревне, не встретили сочувствия у критиков.

Среди увлечений Стаховича большое место занимал театр. В студенческие годы Стахович сделался горячим поклонником игры П. С. Мочалова; в 40-50-е годы участвовал в спектаклях елецких любителей. В середине 50-х годов он опубликовал в "Москвитянине" три собственные пьесы: трехактную комедию "Наездники" (1854)] и две "сцены из русского быта" – "Изба" (1854) и "Ночное" (1855). Обе "сцены" интересны стремлением автора к реалистическому изображению крестьянской жизни. Стахович не ставил перед собой задачу показать бесправное положение русского крестьянина, по тем не менее его произведения, написанные со знанием подлинного сельского быта и фольклора, резко выделялись в тогдашнем репертуаре. Одним из первых в русской драматургии Стахович вывел на сцену простых крестьян, говорящих на своем подлинном языке.

"Ночное" приобрело большую популярность, часто стави-лось в обеих столицах и в провинции и удержалось в репертуаре вплоть до 20-х годов нашего века.


 


Описание и
конструкция
гитары

История
классической
гитары

История
гитары
в России

Классики
гитары

Русские
классики

Зарубежные
гитаристы

Российские
гитаристы

Классическая
гитара
в джазе


- - -