HOME SEARCH MAP CONTACT RUSSIAN
   
 
   
Igor Varfolomeev's site about lute and guitar music
 
Classical guitar page
Russian classics
Vladimir Sazonov (1912 – 1969)
Vladimir Sazonov

Vladimir Sazonov (July 9 [June 27 st. Style], 1912, St. Petersburg - April 30, 1969, Moscow) - Russian guitarist and composer. Up to 11 years of commitment to the music is not felt only in 1923 began to play the balalaika, and in 1926 he moved to the mandolin and entered the children's orchestra domrovy. In 1928, while in Moscow, first heard of the game guitarist V. Begunova who skillfully mastered his instrument, and, under the influence of this meeting was enthusiastically engage in a guitar. In 1929 he joined the team of Naples, which was run by virtuoso mandolinist ND Rozov. In this band Sazonov met with notes and began to work diligently to guitar, guitar music being interested in the works of A. Sichrow, M. Vysotsky, A. Solovyov, etc. In 1932, faced with the Gypsy Chorus, directed by soldiers covalent and very interested the use of the guitar as an accompanying instrument choral singing. By this time is his familiarity with II Moskalev - great guitar player, who had a great influence on the further development of his guitar playing. In 1933, the Sazonov entered the choir under the direction of Roma, ND Dulkevicha, which proved to be a remarkable accompanist. In 1935, after the death of Dulkevicha Sazonov entered the Leningrad gypsy ensemble under the direction of EE Shishkin, wife of the famous at the time horevoda (choir director) - Alexei Shishkin - guitarist and composer. With this ensemble Sazonov and a half years has undertaken a number of tours to the Soviet Union, later as head - replacing dead EE Shishkin. During his time with Roma choirs Vladimir Sazonov has extensive experience accompanying guitar and knowledge of a large number of vocal repertoire. In 1937 he was priglacila as an accompanist pop singer VM Orlov with the condition that in addition to the accompaniment he could play a guitar solo. Sazonov gave soglacie, inviting, in turn, the second guitarist KV Dubov, with whom he worked for a year, accompanying the singer and at the same time acting duet game. That helped him recover "abandoned" repertoire and again take with even greater zeal for music, self-study theory and harmony of music, translating all the musical examples on guitar, seeking a resolution of difficult issues to competent guitarists. All this helped to further arrangements for treatments and pieces for guitar. By this time, his performances and record with well-known vocalists, TS Tsereteli, Vadim Kozin, Makarova Shevchenko, Lyalya Black (hop).

In 1939, the All-Union tour and concert union of (VGKO) organizes a large ensemble of Gypsy sands and Dance, where, and invite Vladimir Sazonov as an accompanist. In this role, especially Sazonov had to pay attention to fidelity to the score, as it had the responsibility to learn from guitarists all the music program of the ensemble. In late 1940, Sazonov left work in the ensemble and switched on tours around the cities of the Soviet Union with the singer and guitarist V. Orlova MK KRUCHININ. It was not until the beginning of World War II, which Sazonov was called as a soldier. Throughout the war, V.Sazonov as a professional guitar playing and not only after his discharge in January 1946, again took up his original profession as a singer-guitarist VGKO. In 1953, he joined guitarist accompanist at the State Academic Maly Theatre, where he worked until his death. Work at the Maly Theater V. Sazonov allowed to talk with the artists, has expanded its horizons and significantly increased the level of culture.

Tours of the cities of the Soviet Union and abroad have made it a very popular name in an artistic environment. He has spoken with artists Vl. Trochu-tion, Boris Pokrovsky, B. Don, People's Artist of the USSR VN Levko, Honored Artist of the RSFSR Kareva etc. Very much and often recorded in movies such as "Night Patrol", "The purpose of his life" , "Girl with no address" , "Volunteers", "Princess Mary", "They were the first" , "Anna on the Neck" , "Barbarians", "Vassa Zheleznova", "Ekaterina Voronina" , "It should not be forgotten", "The House I Live In" ,"Good luck", "Bride".

"Tune" released two records with his zapicyu Russian guitar music. Sazonov lot of typing. His first collection of pieces for the guitar came out in 1949 (later published annually). Beginning in 1932 went on a format convenient collections "Repertoire for Guitar" (published 8 collections) for the amateur. Since about 1962, came out of his albums titled "First Steps guitarist" by the publishing house "Soviet composer." Altogether 22 rooms on two issues a year (the latter with his participation - in 1969). But his main works should be considered "school self-help books" for a seven-stringed guitar, which he produced every year since 1953, each time revising and recasting them. The publishing house "Soviet Composer" and published by "Music" came a lot of collections with Sazonov with a diverse repertoire. Among them is the collection of old songs, painted for the seven-string guitar-tion, as well as a large number of variations on the themes of Russian folk songs - "Do not scold me, dear", "Blizzard", "All-I drove the universe", "meadow Utushka", "Fine ash" and others, as well as a number of original works for guitar. In his compositions, Sazonov continued glorious tradition of guitar MT Vycotskogo and AO Sichrow. He owns many pieces of small forms such as waltzes, etudes, preludes, etc. VS Sazonov has made several radio with meaningful conversations on the history of the guitar, accompanied by the guitar playing. On the radio, he took part in the hour and a half the main production of "The Wizard Mikhail Vysotsky", accompanying her guitar playing.

While working at the Maly Theater Sazonov for two years unseparated from work went to the Institute. Gnecinyh for conducting and composition faculty. Then he took lessons in music theory and harmony with composer NS Rechmensky, enjoyed consultations with composer Budashkina.

Played VS Sazonov on large-plus-string guitars of the Viennese masters Scherzer, and then - Bitner. The strings are made of metal, because musician believed that they sound brighter and louder, and therefore indispensable for the concert stage. The use of additional strings considered justified and enjoyed them very gently, muting their time, but their use allowed him to take such chords that take a seven-string guitar was impossible.

Vladimir S. Sazonov The game was extremely musical, very technical and had the remarkable beautiful tone. The game Sazonov feel more extraordinary musician. That's a musician, not just a guitarist. His accompaniment hit an abundance of sounds and passages, very beautiful, coming as it were accompanied by the background vocals, which could compete with even the best pianists.

Vladimir S. Sazonov, died April 30, 1969. Kalitnikovskaya buried in the cemetery in Moscow. On the grave of a monument to the bas-relief of a musician and guitar, on which the strings were cut off. About Sazonov in the newspaper "Soviet Russia" from 17.01.1964, published an article L. Anisimova called "silent ringing guitars".



By: A. Larin "Biography guitarist Vladimir S. Sazonov"


 


Description
and design
guitars

History
of classical
guitar

History
of guitar
in Russia

Classics
of guitar

Russian
classics

Famous
guitarists

Russian
guitarists

Classical
guitar
in jazz


- - -

ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
 
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Страница классической гитары
Русские классики
Владимир Станиславович Сазонов (1912 – 1969)
Владимир Станиславович Сазонов

(9 июля [27 июня по ст. стилю] 1912, Петербург – 30 апреля 1969, Москва), – российский гитарист и композитор. До 11 лет стремления к музыке не чувствовал, лишь в 1923 году стал играть на балалайке, а в 1926 году перешел на мандолину и поступил в детский домровый оркестр. В 1928 году, будучи в Москве, впервые услышал игру гитариста В. Бегунова, который мастерски владел своим инструментом, и, под влиянием этой встречи, стал увлеченно заниматься гитарой. В 1929 году поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н.Д. Розов. В этом оркестре В. Сазонов познакомился с нотами и стал усиленно заниматься гитарой, интересуясь гитарной музыкой в сочинениях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловьёва и др. В 1932 г. столкнулся с цыганским хором под управлением Солдатенкова и очень заинтересовался применением гитары как аккомпанирующего инструмента хоровому пению. К этому же времени относится его знакомство с И.И. Москалёвым – прекрасным гитаристом, который имел большое влияние на его дальнейшее развитие в игре на гитаре. В 1933 году В. Сазонов поступил в хор цыган под руководством Н.Д. Дулькевича, где проявил себя недюжинным аккомпаниатором. В 1935 году после смерти Дулькевича В. Сазонов поступил в ленинградский ансамбль цыган под руководством Е.Е. Шишкиной, жены знаменитого в свое время хоревода (руководителя хора) – Алексея Шишкина – гитариста и композитора. С этим ансамблем В. Сазонов в течение полутора лет предпринял ряд гастрольных поездок по Советскому Союзу впоследствии в качестве руководителя – заменив умершую Е.Е. Шишкину. За время работы с цыганскими хорами Владимир Сазонов накопил большой опыт аккомпанирующей игры на гитаре и знание большого количества вокального репертуара. В 1937 году его приглаcила в качестве аккомпаниатора эстрадная певица В.М. Орлова с условием, что кроме аккомпанемента он смог бы играть и соло на гитаре. В. Сазонов дал соглаcие, пригласив, в свою очередь, вторым гитаристом К.В. Дубова, с которым он и работал в течение года, аккомпанируя певице и в то же время выступая в дуэтной игре. Это очень помогло ему восстановить "заброшенный" репертуар и снова взяться с еще большим рвением за ноты, самостоятельно изучать теорию и гармонию музыки, переводя все нотные примеры на гитару, обращаясь за разрешением трудных вопросов к грамотным гитаристам. Все это помогло в дальнейшем при аранжировках и обработках пьес для гитары. К этому времени относятся его выступления и грамзаписи с известными вокалистами Т.С. Церетели, Вадимом Козиным, Макаровой-Шевченко, Лялей Чёрной (Хмелёвой).

В 1939 году Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует большой ансамбль цыганской пески и пляски, куда и приглашают Владимира Сазонова в качестве концертмейстера. В этой должности Сазонову пришлось особенно уделить внимание нотному материалу, т.к. на нем лежала обязанность разучивать с гитаристами всю музыкальную программу ансамбля. В конце 1940 года В. Сазонов оставил работу в ансамбле и переключился на гастрольные поездки по городам Советского Союза с певицей В. Орловой и гитаристом М.К. Кручининым. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны, на которую В. Сазонов был призван в качестве солдата. В течение всей войны В.Сазонов как профессионал на гитаре не играл  и лишь после демобилизации в январе 1946 года вновь приступил к своей основной профессии в качестве солиста-гитариста ВГКО. В 1953 году он поступил гитаристом-концертмейстером в Государственный академический Малый театр, где проработал до конца своей жизни. Работа в Малом театре позволила В. Сазонову общаться с артистами, расширила его кругозор и значительно повысила культурный уровень.

Гастрольные поездки по городам Советского Союза и за рубеж сделали его имя весьма популярным в артистической среде. Он неоднократно выступал с артистами Вл. Трошиным, Б. Покровским, В. Донской, народной артисткой СССР В.Н. Левко, заслуженной артисткой РСФСР Г. Каревой и др. Очень много и часто записывался в кинофильмах таких, как "Ночной патруль", "Цель его жизни", "Девушка без адреса", "Добровольцы", "Княжна Мери", "Они были первыми", "Анна на шее", "Варвары", "Васса Железнова", "Екатерина Воронина", "Этого забывать нельзя", "Дом, в котором я живу", "В добрый час", "Бесприданница".

Фирмой "Мелодия" выпущены две его пластинки с запиcью русской гитарной музыки. Сазонов очень много печатался. Первый его сборник пьес для гитары вышел в 1949 году (затем издавался ежегодно). Начиная с 1932 года выходили удобные по формату сборники "Репертуар для гитары" (вышло 8 сборников) для художественной самодеятельности. Начиная о 1962 г. выходили его альбомы под названием "Первые шаги гитариста" в издательстве "Советский композитор". Всего вышло 22 номера по 2 номера в год (последний с его участием – в 1969 году). Но основными его трудами следует считать "школы-самоучители" для семиструнной гитары, которые он выпускал ежегодно, начиная с 1953 года, всякий раз пересматривая и переделывая их. В издательстве "Советский композитор" и издательстве "Музыка" вышло множество сборников с участием Сазонова с разнообразным репертуаром. Среди них следует отметить сборник старинных романсов, расписанных для семиструнной гитары, а также большое количество вариаций на темы русских народных песен – "Не брани меня, родная", "Метелица", "Всю-то я вселенную проехал", "Утушка луговая", "Тонкая рябина" и др., а также ряд оригинальных произведений для гитары. В своих композициях Сазонов продолжил славные гитарные традиции М.Т. Выcотского и А.О. Сихры. Ему принадлежит множество пьес малых форм, таких как вальсы, этюды, прелюдии и др. В.С. Сазонов несколько раз выступал по радио с содержательными беседами по истории гитары, сопровождавшимися гитарной игрой. На радио же он принял основное участие в полуторачасовой постановке "Чародей Михаил Высотский", сопровождая ее гитарной игрой.

В период работы в Малом театре Сазонов в течение двух лет безотрывно от работы учился в институте им. Гнеcиных на дирижерско-композиторском факультете. Затем брал уроки по теории музыки и гармонии у композитора Н.С. Речменского, пользовался консультациями у композитора Будашкина.

Играл В.С. Сазонов на больших гитарах о добавочными струнами венских мастеров Шерцера, а затем – Битнера. Струны были металлические, т.к. музыкант считал, что звучат они ярче и громче, а поэтому незаменимы для концертной эстрады. Применение добавочных струн считал вполне оправданным и пользовался ими весьма деликатно, вовремя приглушая их, но зато их применение позволяло ему брать такие аккорды, которые на семиструнной гитаре брать было невозможно.

Игра Владимира Станиславовича Сазонова была необычайно музыкальной, очень техничной и обладала замечательно красивым тоном. В игре Сазонова чувствовался большой незаурядный музыкант. Именно музыкант, а не только гитарист. Его аккомпанемент поражал обилием звуков и пассажей, очень красивых, идущих как бы фоном сопровождающегося вокала, который мог бы составить конкуренцию даже лучшим пианистам.

Скончался Владимир Станиславович Сазонов 30 апреля 1969 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в г. Москве. На могиле поставлен памятник с барельефом музыканта и гитара, на которой оборвались струны. О Сазонове в газете "Советская Россия" от 17.01.1964 была опубликована статья Л. Анисимовой  под названием "Гитары тихий звон".



По: А. ЛАРИН "Биография гитариста Сазонова Владимира Станиславовича"


 


Описание и
конструкция
гитары

История
классической
гитары

История
гитары
в России

Классики
гитары

Русские
классики

Зарубежные
гитаристы

Российские
гитаристы

Классическая
гитара
в джазе


- - -