HOME SEARCH MAP CONTACT RUSSIAN
   
 
   
Igor Varfolomeev's site about lute and guitar music
 
Classical guitar page
Russian classics
Mark Danilovich Sokolovsky (1818-1883)
Mark Danilovich Sokolovsky
     Mark Danilovich Sokolovsky was born on the 25th of April 1818 near Zhitomir in a Polish family. The interest for music was shown by the boy in an early childhood. From the six years he doesn't leave a small guitar with he has found on the garret of their house. But the parents don't encourage his musical lessons. But Mark can't already live without music. Coming with parents to Berdichev he masters without assistance by schools of guitar playing of M. Giuliani, L. Lenyani and K. Merts the performance skill bases, and studies also to play piano, violin and violoncello. On the 26th of May 1841 at the age of 23 years M. Sokolovsky makes his debut in Zhitomir with the concert e-moll of F. Carulli. The young guitarist was hearty welcomed by the audience. Inspired by success, he gives concerts in different tows of Ukraine.
     1846 M. Sokolovsky gave his first concert in Moscow, which had a great success and strengthened the artist faith in hisself, in his talent.
     Every year grows the guitarist popularity in Moscow. On the 8th March 1857 he gave the concert in the largest hall of Moscow - in the hall of Noble assembly (now Columns Hall of Union House). "Moscow gazette" (21yh of March 1857) noted, that at Sokolovsky's concert were present more than thousand audiences. Other Russian newspapers wrote also of guitarist's success. 
     1858 began the tours of Sokolovsky abroad. Vienna audience was delighted with the Russian artist: nobody of guitarists had such a cordial welcome. The foreign press wrote of his concerts as of a wonder. The famous German critic E. Etinger named M. Sokolovsky "Byron of guitar", saying that his play "inspires life even in the stone". The artist wrote to his mother that he must now have precedence in Europe.
     After Vienna, M. Sokolovsky performs in Warsaw, Vilno, Kovno (now Vilnius, Kaunas), Minsk, other Lithuanian and Byelorussia towns. After one of the concerts in Minsk, A. Kontsky, the most famous in that days polish violinist, Paganini's follower, presented him his photo with the inscription: "To the well-known artist Mark Sokolovsky as a sign of our delight and love. Apollinary Kontsky, Minsk, 2/14 October 1858!"
     The triumphal performances of M. Sokolovsky in Wiesbaden, Paris, London, Berlin, Brussels, Dresden, Milano, Krakow, Warsaw in 1863-1868 gave him the glory of one of the most brilliant masters of guitar playing.
As famous musician M. Sokolovsky returned to Russia. On the 25th of January 1869 was his concert in the overcrowded hall of Bolshoi Theatre.
     The performances of Sokolovsky continued till 1877 but they were very seldom because of the artist illness. The last public concert of the master was 1877 in Petersburg in the hall of court singing choir. His last years M. Sokolovsky lived in Vilno where he died on the 25th of December 1883.
     The famous musician-virtuoso is buried on Vilno cemetery Rasu (near him is buried the famous painter and composer M. K. Churlenis). On the grave is a fine small tombstone with the bronze picture of artist and words: Mark Sokolovsky - famous European guitarist - 25th of December 1883 - 65 years old.

 


Description
and design
guitars

History
of classical
guitar

History
of guitar
in Russia

Classics
of guitar

Russian
classics

Famous
guitarists

Russian
guitarists

Classical
guitar
in jazz

ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ ENGLISH
  
 
 
 
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
 
Страница классической гитары
Русские классики
Марк Данилович Соколовский (1818-1883)
Марк Данилович Соколовский
     Видное место в отечественной музыкальной культуре принадлежит замечательному русскому гитаристу-виртуозу XIX века Марку Даниловичу Соколовскому.
     Тридцатипятилетняя концертная деятельность Марка Соколовского оставила глубокий след в истории исполнительства на гитаре. Его выступления с огромным успехом проходили в крупнейших музыкальных центрах Европы, в Москве, Петербурге и многих других городах России.
      В Германии его называли «великим артистом», во Франции — «Паганини гитары», в Англии — «королем гитары», в Польше—«Костюшко гитаристов».
Исполнительское искусство прославленного музыканта отличалось тонким чувством стиля, богатством тембровых красок, нежной певучестью, яркой эмоциональной выразительностью, виртуозной техникой.
      Марк Соколовский родился 25 апреля 1818 года близ Житомира в польской семье. Увлечение мальчика музыкой проявилось в раннем детстве. С шестилетнего возраста он не расстается с маленькой гитарой, которую нашел на чердаке отцовского дома.      Однако родители не поощряют его музыкальных занятий. Но Марк уже не мог жить без музыки. Переехав с родителями в Бердичев, он самостоятельно по школам игры на гитаре М. Джулиани, Л. Леньяни и К. Мерца овладевает основами исполнительского мастерства, а также учится играть на фортепиано, скрипке и виолончели. 26 мая 1841 г. в возрасте 23 лет М. Соколовский дебютирует в Житомире с концертом ми-минор Ф. Карулли. Молодой гитарист был тепло встречен публикой. Окрыленный успехом, он дает концерты в различных городах Украины.
     В 1846 г. М. Соколовский дал свой первый концерт в Москве, который прошел с большим успехом и укрепил веру артиста в правильность своего выбора, в свой талант.
С каждым годом растет популярность гитариста в Москве. 8 марта 1857 г. он дал концерт в самом большом зале Москвы — в зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов). «Московские ведомости» (21 марта 1857 г.) отмечали, что на концерте Соколовского присутствовало свыше тысячи слушателей. Об успехе гитариста писали и в других русских газетах.
     В 1858 году началась гастрольная деятельность М. Соколовского за границей. Публика Вены, одного из крупнейших центров музыкальной культуры Европы, с восторгом принимала игру русского артиста: еще ни один гитарист не удостаивался такого горячего приема. Иностранная печать писала о его концертах как о чуде. Известный немецкий критик Э. Этингер называл М. Соколовского «Байроном гитары», считая, что его игра «вселит жизнь даже в камень». Успех окрылил артиста, написавшего в письме к матери, что теперь он уже обязан первенствовать в Европе.
     После Вены М. Соколовский выступает в Варшаве, Вильно, Ковно (теперь Вильнюс и Каунас), Минске, других литовских и белорусских городах. После одного из концертов гитариста в Минске А. Контский, известнейший в то время польский скрипач, ученик Паганини, подарил ему свою фотографию с такой дарственной надписью: «Знаменитому артисту Марку Соколовскому в знак нашего восхищения и любви. Аполлинарий Контский, Минск, 2/14 октября 1858 года!»
     Триумфальные выступления М. Соколовского в Висбадене, Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Дрездене, Милане, Кракове, Варшаве в 1863— 1868 годах принесли ему славу одного из замечательных мастеров игры на гитаре.
     Прославленным музыкантом вернулся М. Соколовский в Россию. 25 января 1869 г. состоялся его концерт в Москве в переполненном зале Большого театра.
Выступления М. Соколовского продолжались почти до 1877 года, но они становились все более редкими в связи с болезнью артиста. Прощальный публичный концерт мастера состоялся в Петербурге в 1877 г. в зале Придворной певческой капеллы. Последние годы жизни М. Соколовский провел в Вильно, где 25 декабря 1883 г. скончался.
     Знаменитый музыкант-виртуоз похоронен на Виленском кладбище Расу (недалеко от него похоронен знаменитый художник и композитор М. К. Чюрленис). На могиле находится скромный, изящный памятник с бронзовым изображением артиста и надписью: Марк Соколовский - Знаменитый европейский гитарист - 25 декабря 1883 - 65 лет от роду.

 


Описание и
конструкция
гитары

История
классической
гитары

История
гитары
в России

Классики
гитары

Русские
классики

Зарубежные
гитаристы

Российские
гитаристы

Классическая
гитара
в джазе


- - -