Lute.ru • View topic - Техника по Алессандро Пиччинини
 
HOME SEARCH MAP CONTACT RUSSIAN
   
 
Google translate Translate this page on ENGLISH >>>  
Igor Varfolomeev's site about lute and guitar music
It is currently 20 Jul 2018, 23:11

All times are UTC + 3 hours




Post new topic Reply to topic  [ 5 posts ] 
Author Message
 Post subject: Техника по Алессандро Пиччинини
PostPosted: 24 Oct 2017, 16:49 
Offline

Joined: 04 Apr 2012, 12:29
Posts: 92
Как известно, Алессандро Пиччинини в первой книге сочинений для ллютни привел достаточно подробный методический материал по технике игры на инструменте.

Один из любопытных моментов находится главе IX. (О "группетто" (Il Gruppo) и связанных с его исполнением сложностях.)
Речь идет о выписанных в таблатуре многочисленных повторяющихся группетто в каденциях, которые встречаются и в произведениях самого Пиччинини (он ссылается на каденцию в Ричеркаре I того же сборника) и в пьесах Капсбергера.
Пиччинини предлагает играть такие украшения одним указательным пальцем вниз и вверх, то есть переменным штрихом, (прием, который также использовался при игре на виуэле 'desde'), цепляя струну "кончиком ногтя", который используется в данном случае, как медиатор (в предыдущих главах он описывает, как именно играть ногтями на лютне), и таким образом достигается наибольшая "чистота, равномерность и скорость" исполнения. При этом в случае если если украшение разложено на два голоса (как в упомянутом ричеркаре) , то второй голос исполняется большим пальцем на другой струне.

Сам по себе прием игры одним пальцем, как медиатором не нов - и был описан виуэлистами, насколько я помню, также он встречается при игре на современных гитарах (например, Уэс Монтгомери, игравший все только одни большим пальцем, мог играть в быстрых пассажах и вверх и вниз, переменным штрихом).
Однако в применении к лютне (да еще и с ногтями) я встречаюсь с упоминанием этой техники впервые.

Подобные украшения - подробно выписанные - встречаются и в музыке английских лютнистов, однако я не помню, чтобы там упоминался такой способ исполнения.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Техника по Алессандро Пиччинини
PostPosted: 25 Oct 2017, 11:19 
Offline

Joined: 04 Apr 2012, 12:29
Posts: 92
В следующей 10-й главе, Пиччинини описывает исполнение группето большим и указательным пальцем p-i-p-i.
Однако описание положения руки при этом ясно указывает на то, что используется техника, которая сейчас назвыается 'thumb outside' (в отличии от ренессансной лютни, где как правило используется thumb inside).

Tenere il Police molto in fuori, e l'indice molto sotto che faccia come una croce

т.е. большой палец выдвинут вперед/наружу, указательный под него, образуя таким образом крест...

Также он указывает на то, что таким образом невозможно играть второй голос, когда он есть (что было описано им в Главе 9)


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Техника по Алессандро Пиччинини
PostPosted: 25 Oct 2017, 12:07 
Offline

Joined: 04 Apr 2012, 12:29
Posts: 92
Использование 3 (безымянного) пальца правой руки.
В современной исполнительской практике безымянный палец используется очень активно. Он часто используется на классической гитаре для исполнения мелодии апояндо в то время как указательный и средний пальцы участвуют в аккомпанименте.
Как бы на первый взгляд парадоксально это ни звучало, но и с точки зрения физиологии безымянный палец легче адаптируются к звукоизвлечению и скорей дает хороший звук с уверенной атакой. Если при обучении дете (при условии правильной постановки руки) дать им свободу выбора каким пальцем дергать струну, они в большинстве случаев предпочитают именно безымянный. Это связано с тем, что указательный и средний пальцы гораздо активней используются в повседневной жизни, хорошо развиты, и при этом их сложно расслабить, что очень важно для постановки хорошего звукоизвлечения, они как бы все время контролируются подсознательно. Поэтому и освоение звукоизвлечния указательным пальцем представляется мне самым сложным.

Если мы обратимся к источникам, то увидим, что даже во времена Сора использование безымянного пальца было очень ограниченным, он используется только как вспомогательный (примерно так как сейчас иногда используют мизинец).

В своем введении Пиччинини описывает положение правой руки следующим образом:
Глава 5.
Чтобы научится хорошо извлекать звук правой рукой, сложи руку в кулак, и потом прикрой немного, так чтобы кончики пальцев оказались напротив струн, большой палец должен быть вытянут, а мизинец должен расположен внизу (stia posato sopra il fondo - возможно имеется ввиду "опираться на деку"?).

В главе VI описывается положение большого пальца: ноготь не должен быть слишком длинным. И далее описывается игра с опорой на следующую струну (апояндо), также подчеркивается что большой палец должен находится на струне все время, пока не играет.
Кроме того при игре pizzicato (подразумевается одновременное извлечение нескольких звуков) - большой палец также должен играть апояндо для лучшего звучания баса и гармонии.
(На практике не сложно заметить, что многие исполнители играют апояндо большим пальцем только когда играют одну басовую ноту, и при игре аккордов используют свободный щипок, скорее всего потому что физиологически так проще, и совмещение апояндо в басу с щипком на других струнах требует дополнительных упражнений).

Глава VII описывает использование указательного, среднего и безымянного пальцев.
Ногти должны бить овальной формы и только чуть-чуть выступать за край пальца.
Описание процесса звукоизвлечения мне до конца непонятно.
"захватывает (pigliare) струну самым кончиком подушечки пальца (con la sommita' della carne - не ногтем!), толкая (urtando) ее по направлению вниз (verso il fondo - видимо "к деке", см. выше Гл. V), и получится таким образом что ноготь отпускает(?) (lasci sfuggire) две струны сразу, что создаст лучшую гармонию, поскольку обе струны будут звучать одновременно.

Из этого очевидно по крайней мере, что на лютне Пиччинини стоят двойные хоры на верхних струнах по крайней мере. Однако как именно происходит звукоизвлечение мне непонятно. По совокупному описанию мне это напоминает технику правой руки Xavier Diaz-Lattorre, который играет с короткими ногтями однако при этом почти не использует их. (Также с ногтями играют гитаристы Ricardo Mela и Lorenzo Micheli, когда исполняют музыку на старинных инструментах, однако характерного "ногтевого" звучания нет ).

В Главе VIII говорится о том, при игре на двух струнах одновременно нужно использовать большой и средний (!) пальцы, и указательный, как вспомогательный.


Также Пиччинини приводит примеры исполнения различных арпеджио, и даже арпеджио на 5 струнах не используется безымянный палец (только большой, указательный и средний).

Я не вижу, конечно, смысла отказываться от использования безымянного пальца и от тех преимуществ, которые дает современная техника.
Однако определенное самоограничение в этом отношении точно поможет стабилизировать положение правой руки и звукоизвлечение указательным и средним пальцами.

Тоже самое касается игры баса большим пальцем апояндо в аккордах.
Свободное владение этой техникой стабилизирует руку и улучшает координацию и контроль на звуком.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Техника по Алессандро Пиччинини
PostPosted: 25 Oct 2017, 16:12 
Offline

Joined: 04 Apr 2012, 12:29
Posts: 92
Правая рука. 'p-i' или/и 'm-i'.

Глава XXI.
Тираты (tirata - см. ниже), под которыми нет точек всегда исполняются большим пальцем, как на лютне, так и на китарроне.

Глава XXII.
Там где есть точка под цифрой, всегда следует играть только указательным пальцем, и следующую цифру без точки на той же струне, играть средним пальуем, или же большим, что одно и то же, в зависимости от ситуации. Эти замечания следует особо принять во внимание начинающим, потому что не малое значение имеет приучить пальцы к порядку. И так как я видел множество таблатур, в которых не было вообще точек, и также таблатур, где точки были расставлены наихудшим порядком, я хочу дать правило, по которому каждый сможет определить с какого пальца начинать исполнять фразу.

Глава XXIII.
Правило заключается в том, что всегда последняя цифра 'тираты' исполняется указательным пальцем вверх, и отсюда можно начать отсчитывать. И так как отсчитывать может быть придется слишком долго, для краткости скажу что первую цифру "тираты" всегда следует играть большим пальцем вниз, или средним пальцем, что одно и то же, принимая во внимание, что предшествующая ей цифра (или пиццикато) находится на четной доле в группе, т.е. два, четыре или шесть, когда же это пять, или три, или один, тирата должна начинаться с указательного пальца вверх. И это правило применяется без исключения.


На первый взгляд описание довольно запутанное, но, елси разобраться, правила ясные, и действительно могут применяться без исключений.

tirata - насколько я понимаю в данном случае линейный пассаж или фраза, исполняемая щипком, в противоположность pizzicata (несколько звуков исполняемы одновременно см. выше)
Т.е. речь идет не о музыкальной фразе, а просто о группе цифр равной длительности, которые линейно играются подряд без какого либо второго голоса.

Начиная с конца: по сути Пиччинини описывает технику игры p-i-p-i (m-i), которая была основным приемом исполнения линейных пассажей на ренессансной лютне.
На нечетные ноты в тирате он предлагает играть большим или средним пальцем по ситуации. На четные указательным.
То, что он предлагает вести отчет нот с последней ноты в "тирате", и что эта нота всегда играется указательным пальцем, не должно вводить нас в заблуждение, поскольку еще раз обращаю внимание, что речь идет не о музыкальной фразе, которая как раз в большинстве случаев будет заканчиваться на сильную долю, и соответственно должна играться большим или средним пальцем.

Касательно того, что тираты без точек всегда исполняются большим пальцем: речь идет о "тиратах", в которых нет точек вообще, а не об отдельных цифрах, под которыми нет точек. По таблатурам Пиччинини видно, что это как правило басовые ходы.

Напомню, что положение руки у него при этом thumb outside (Nigel North играет p-i-p-i в таком положении.).
Также напомню, что очень быстрые группетто в каденциях он предлагает играть переменным штрихом одним указательным пальцем.

И, кончено, нужно обратить внимание, что "расшифровка" точек таким образом может быть не всегда применима в таблатурам других авторов.
Тогда, если следовать совету, Пиччинини, находим последнюю ноту в "тирате" и отсчитываем порядок от нее, далее смотрим на четной ли доле предшествующая ей цифра или аккорд, и делаем выбор)))
Хотя на практике такое сложное правило навернео может пригодится только совсем начинающему музыканту, поскольку логика применения техники p-i (m-i) настолько самоочевидна, что после небольшой практики любой музыкант интуитивно сможет определять нужный порядок пальцев.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Техника по Алессандро Пиччинини
PostPosted: 01 Apr 2018, 08:51 
Offline

Joined: 14 Mar 2010, 21:31
Posts: 99
Orseolo, спасибо за перевод этих фрагментов! Это довольно любопытно для всех, кто занимается лютней в России!

Может быть, доперевести остальное и оформить? (Можно попробовать в соавторстве, я не против присоединиться) Это был бы крайне весомый вклад в отечественное лютневое дело!


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 5 posts ] 

All times are UTC + 3 hours


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group